среда, 19 июня 2013 г.

В руке четки, а на уме тетки

В новом сообщении я постараюсь дать краткий анализ различных видов четок, которые используются во многих религиозных традициях мира. Первая часть посвящена христианским четкам.

Четки (само слово имеет древнеславянский корень "четь" = счесть, вычитать, почитать и т.д.) - один из самых ахаичных и простых, но, в то же время, удобных и полезных аксессуаров. Историки полагают, что первые четки произошли от т.н. "памятных узлов" - веревочек, на которых завязывались узлы, дабы не забыть о чем-то важном. Датировка весьма приблизительна, но самое древнее упоминание - Индия, II тыс. до н.э.

Аналогом таких веревочек на Руси выступал "нос" - небольшая плоская дощечка с отверстием на одном конце, куда продевался шнурок для закрепления на поясе. Ножом на "носу" отмечались различные важные заметки и напоминания. Отсюда возникло устойчивое выражение "зарубить на носу", в переносном смысле использующееся и поныне.

Подобная веревочка с узелками, завязанная в кольцо, становилась символом бесконечости - регулярного повторения, медитативного и успокаивающего. Поэтому неудивительно, что четки обнаруживаются в самых разных религиях и деноминациях.

В христианстве чётки появляются не позднее IV в. н.э., часто их появление связывают с фигурой св. Пахомия Великого. Ангел Селафиил на иконах обычно держит четки в руке, либо имеет их надетыми на шее. Монахам четки выдаются при постриге в обязательном порядке и именуются "духовным мечом", тогда как мирянам для ношения четок необходимо получить разрешение своего духовника.

Чудесный патриотичный экземпляр!

Вервица (от др.-рус. "вервие", веревка) - в широком смысле старое название четок как таковых, что подтверждает факт их нитяного происхождения. В современном же понимании - это вязаные или валяные четки из ниток или шерсти с обычными узелками, без бусин. Крест, венчающий круг, часто тоже складывается из тех же узелков. Распространены в православных церквях любого рода.

Считается, что автором вервицы является св. Василий Великий. Он распорядился выдавать неграмотным монахам шнур со 103 узлами, с помощью которого они могли бы отсчитывать молитвы. Традиционно вервица насчитывает 100 узлов, разделённых на четверти или декады более крупными узлами или вставками-разделителями. Используются и мелкие вервицы - на 50, 33 (в виде браслета) и 10 (в виде кольца на палец) узлов. В келейной монашеской практике возможно использование длинных (по 1000 и более узлов) вервиц.


Брояница (серб. "для счета", от того же корня "счесть") - балканская (преимущ. сербская) православная разновидность четок, представляющая собой вязаный из овечьей шерсти браслет на 33 узла, в месте соединения скрепленный металлическим, каменным или деревянным равносторонним крестом. Аналогичные браслеты, встречающиеся среди афонских монахов, называются "компоскини".

Браслет носится на левой руке, во время молитвы он снимается и той же левой рукой
производится отсчитывание молитв, тогда как правой совершаются крестные знамения. Ношение брояницы, в силу наличия на ней креста, приравнивается к ношению креста нательного. Считается, что получить брояницу можно только от священника или в дар, купить ее нельзя.

Символизм же тут очевиден: помимо того, что овечья шерсть напоминает о том, что все христиане - суть стадо Христа, число узлов равно годам его жизни.

Удивительно, но в современной радикальной молодежной среде (скажем, среди футбольных фанатов), в той части, где распространены националистические идеи и популярна концепция панславизма, брояницы выступают в качестве популярного и узнаваемого атрибута. Правда, тут уже кто во что горазд, как говорится - брояницы делают и из синтетики, и из кожи, а на крестиках могут появляться изображения святых, или их вообще заменяют полноценные мини-иконы.



Лестовка (уменьш. от др.-рус. "лестовка", лестница) - разновидность четок, к настоящему времени ассоциируемых со старообрядцами. Изначально была распространена в различных православных традициях, но полностью вышла из употребления к концу XVII в., аккурат после Раскола. Представляет собой собранную из кожи гибкую последовательность полукружий, сходных по конструкции с кавказскими газырями. Внутрь полукружий вставляются туго скатанные валики из бумаги, на которых традиционно пишется Иисусова молитва.

От треугольников (называемых лапостками) в две стороны идут сначала три малые ступени (именуемые бобочками), после гладкого участка - 12 и 17 малых ступеней слева и справа соответственно, затем по 1 "великой", затем 38 и 33 малые ступени слева и справа соответственно, и соединяются они еще одной "великой". Вся эта конструкция призвана служить наглядным воплощением пути восхождения с земли на Небо. Несложно подсчитать, что общее число малых и больших бобочек опять-таки равно 103, как завещал Василий Великий.

Лапостники, которыми увенчана лестовка, символизируют скрижали Завета с богом, треугольны же они согласно принципу Троицы. 12 ступеней - число апостолов Христа, 17 - количество ветхозаветных пророчеств о Христе, 33 - сумма прожитых им лет, 38 - число недель, которые Богородица носила его в чреве; объединенная с двумя большими ступенями, оно дает цифру 40 - сорокодневный пост Иисуса.


В отличие от современной православной традиции, старообрядческие правила предписывают наличие лестовки у любого христианина, будь то мирянин или монах, ведь в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано:
Следует христианину всегда держать в руках — чётки, а молитву Иисусову — неустанно на устах; и в церкви, и дома, и на торгу — ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…
Регламентировано и то, сколько "лестовок" (т.е. полных оборотов) нужно отчитать утром или за день, с какой великой ступени земные поклоны заменяются поясными и т. д. В гроб покойному кладут или надевают на руку заранее приготовленную белую лестовку.

С лестовкой в руках традиционно изображается преп. Серафим Саровский. На приведенной чуть выше картине В. Сурикова "Боярыня Морозова" сама непокорная старообрядка на левой руке имеет лестовку (нажмите на картинку, чтобы увеличить ее - она доступна в очень большом и качественном разрешении). Той же кожаной лестовкой могли и отхлестать под горячую руку - недаром пословица гласит: "Робкий муж и лестовки боится".


Розарий (лат. rosarium - розовый венец) - наверное, самые известные христианские четки, представляющие собой круглые бусины из разного материала (кость, камень, дерево, металл и даже пластик), нанизанные на веревку или цепочку и соединенные крестом. Название происходит от молитвы, которую читают с помощью классических четок-розариев.

Ранние розарии появились в IX в. в монастырях, где 150-бусинная конструкция упрощала чтение 150 молитв Псалтири. Носили такие длинные четки по-разному, был и вариант ожерелья на шее. Помните, как у А.С. Пушкина поступил рыцарь бедный:

…Он себе на шею чётки
Вместо шарфа навязал,
И с лица стальной решётки
Ни пред кем не подымал…

Позднее розарии уменьшили и разбили на 5 декад, т.е. десяток, разделяемых крупными бусинами, а также дополнения в виде трех малых и одной большой бусины на конце, в том месте, где четки заканчиваются распятием (к последнему нередко добавляется икона). Подробная схема розария приводится на картинке ниже.

Такой вид розарий приобрел к XIII в., и произошло это в связи с деятельностью монахов-доминиканцев. Дева Мария, как сообщает житие св. Доминика, явилась к нему в 1214 г., и именно после этого по розарию вместо псалмов стали читать Патер ностер и Аве Мария.

Любопытно, что в своих последующих явлениях - к примеру, в Фатимском, о котором я немного рассказывал здесь, Богородица подтвердила необходимость чтения молитв по розарию.

Подробнейший план того, что и как следует читать и постигать, молясь с розарием в руке, можно прочитать в хорошей статье в Википедии, которая предлагается всем желающим. Сокращенных же молитв по розарию великое множество - тут и розарий семи скорбям Богоматери, и венчик св. Михаила, и розарий Святейшим ранам Иисуса, и даже розарий кровавых слез Богоматери! Заинтересованным предлагаю соответствующую ссылку.

Помимо 50-бусинного розария, употребляется знакомый нам 33-бусинный набор. Монахи-францисканцы также употребляют 7-декадный розарий, именуемый "францисканским венчиком", "серафическим розарием" или "розарий семи радостей Девы Марии" - в память соответствующих событий.

В популярной вселенной Warhammer 40.000 капелланы, боевые священники Космодесанта, носят особый амулет, который генерирует силовое поле и отводит снаряды. Разумеется, этот амулет называется "розарий" и представляет собой большой крест на цепочке.

В честь четок назван особый тип пассажирского подъёмника — патерностер (от лат. отче наш), в котором открытые кабинки непрерывно движутся мимо открытых площадок, а в метро Мехико есть станция «Розарий» (исп. El Rosario), на эмблеме которой изображены четки.

Наконец, мужское и женское испанское и итальянское имя Розарио происходит от все тех же четок (помните Розарио Агро из "Невероятных приключений итальянцев в России"?)!



Баскский розарий (баск. euskal arrosarioa) - особый вид розария в виде кольца, распространенный не только в Басконии, но и во многих других странах католического мира.

Такое кольцо из кости, дерева, проволоки или металла (встречаются как совсем простые, так и роскошные экземпляры из серебра и золота) обычно имеет 10 выступов-засечек и выпуклый крест. Аналогично большому розарию, по такому кольцу можно отсчитывать как Отче наш (от креста), так и Богородица Дево, радуйся (от любого выступа).

Существют и ювелирные подвески-кольца, у которых крест имеет ушко для подвешивания к цепочке, а центр кольца, в который продевается палец, на время носки на шее закрывается специальной "затычкой":


Надо заметить, что подобные кольца нередко использовались во времена гонения на католическую веру. Кроме того, их нередко брали с собой в дальние путешествия или военные походы, когда длинные четки могли быть легко утеряны, а кольцо оставалось на пальце в любое время.


Ирландский розарий (англ. Irish penal rosary) - особый вид незамкнутых четок, распространившийся в Ирландии в период гонений на католиков в XVI-XVIII вв., когда за ношение и демонстрацию католической атрибутики можно было получить серьезное наказание.

В отличие от обычного розария, содержт лишь одну декаду бусин. С одного конца нити крепился крест, с другого - кольцо для надевания на палец. Розарий мог прекрасно прятаться и помещаться в ладони или рукаве. После отсчитывания очередной декады он перевешивался на другой палец, и счет продолжался снова.


Англиканские (или экуменические) четки (англ. Anglican prayer beads) - созданные в конце 1980-х гг. и используемые преимущественно в Англии четки.

Они насчитывают 33 бусины (по числу лет земной жизни Христа), поделенные на группы, как в католическом розарии. Группы эти называются "неделями" по 7 малых бусин, разделённых большими бусинами, т.н. "крестообразными". К одной из больших бусин привешена добавочная тридцать третья - "призывательная" - бусина, к которой крепится крест.


"Жемчужины жизни" (швед. Frälsarkransen) - своеобразные лютеранские четки из 18 бусин разной величины и цвета, предложенные в 1995 г. шведским пастором М. Леннебо. Используя традиционные четки, он придал каждой бусине особый символический смысл.

Полный круг чёток из 18 зёрен символизирует жизненный путь. Каждая бусина означает что-то свое, и на приведенной ниже схеме можно увидеть, что чему соответствует.


  1. бог
  2. тишина (всего 6 продолговатых бусин)
  3. я
  4. крещение
  5. пустыня
  6. жизнь
  7. любовь (2 бусины)
  8. тайна (3 бусины)
  9. ночь
  10. воскресение
Итак, краткий анализ четок в христианстве завершен, но обязательно будет и продолжение - о четках в различных других религиях. Оставайтесь на связи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий